Science. It works, bitches.
nplus1.ru/blog/2016/12/28/verarubin

За несколько дней до Нового года пришло известие о смерти выдающегося астрофизика Веры Рубин. Ее имя может быть не очень хорошо знакомо человеку, далекому от астрономии, но именно ее работы в середине XX века внесли решающий вклад в принятие научным сообществом темной материи, которая «увеличила» массу Вселенной в пять раз.

Статья большая, хорошая. О борьбе с предрассудками, о борьбе за науку для всех, о борьбе за знания. Заодно узнаете о том, как раньше велись исследования.

В то время астрономы уже знали, что галактика состоит не только из звезд, — в ней есть огромные объемы водорода и пыли (позже были обнаружены более сложные молекулы), — и что звезды расположены только в центральной части галактики, а сама она по размерам намного больше. Для того чтобы лучше разобраться в динамике галактик, Вера Рубин начала измерять скорость облаков водорода в ближайшей к нам галактике Андромеды. И тут пришли первые неожиданные результаты. Дело в том, что, согласно законам движения, открытым Ньютоном, чем дальше тело от центра вращения, тем ниже его угловая скорость. Именно поэтому год на Меркурии длится всего 88 дней, а на Юпитере — 12 земных лет. То же самое ожидала увидеть Вера Рубин. Однако скорость звезд была примерно одна и та же вплоть до самых внешних границ галактики.
Это можно было объяснить только тем, что есть еще какая-то невидимая масса, которая влияет на движение всех тел в галактике, — потому что внешние области галактики вращались так быстро, что их должно было выкинуть из Андромеды центробежными силами. Более того, масса была распределена очень необычно — ее нельзя было объяснить присутствием большого количества тусклых звезд, черных дыр, планет или газа.
За десятилетие работы Вера Рубин собрала убедительные доказательства существования темной материи и в других галактиках. Новые работы астрофизиков всего мира показали, что расчеты гравитационного линзирования, динамика движения новых открываемых скоплений галактик, распределение вещества в знаменитом скоплении Пуля согласуются с наблюдениями, только если допустить существование темной материи. С конца 1970-х годов темная материя прочно заняла свое место в теоретических моделях, космологических симуляциях и умах астрофизиков — попытки найти ее частицы (или объяснить, почему этих частиц не должно быть вовсе) продолжаются до сих пор.
Вера Рубин работала в институте Карнеги (там же работал Эдвин Хаббл), ее последняя работа вышла в 2013-м году, а всего она была главным автором более чем двух десятков научных статей. В 1993-м году Рубин получила Национальную научную медаль США — высшую государственную награду за выдающийся вклад в области науки.